В представленном ниже уроке показано последовательное обучение технологиям солевой и акварельной техник в ИЗО с наглядным показом всех этапов урока с помощью мультимедийных средств, а именно с помощью вывода слайдов с проектора на доску, что позволяет ярко и четко подкреплять излагаемый материал для всего класса.

Открытый урок в 7 классе учителя Высшей Категории Огарковой Е. Ю.

На тему: «Развивающая технология солевой и акварельной техник в изобразительном искусстве» с использованием ИКТ

 

План урока.

1. Орг. момент - 2 мин
2. Вводная часть
2.1 история развития батика - 1 мин.
2.2 знакомство с холодным батиком (солевая техника) - 1 мин.
2.3 материалы по теме холодный батик (солевая техника) - 1 мин.
3. Солевая техника (последовательность выполнения работы) - 16 мин
4. Выводы по теме холодный батик (солевая техника) - 1 мин.
5.Акварельная техника
5.1 знакомство с холодным батиком (акварельная техника) - 1 мин.
5.2 материалы по теме холодный батик (акварельная техника) - 1 мин.
6. Акварельная техника (последовательность выполнения работы) - 16 мин.
7. Выводы по теме холодный батик (акварельная техника) - 1 мин.
8. Подведение итогов. Выводы - 4 мин.

Цель работы: подробнее узнать и изучить технологию росписи «Холодный батик» и представить современные способы росписи по шелку.

Задачи:

1. Ознакомить учащихся с декоративно-прикладными техниками солевой и акварельной росписи

2. Развить декоративно-прикладные умения и навыки в солевой и акварельной росписи у учащихся и сознательно использовать средства художественной выразительности в создании художественного образа.

3. Воспитать интерес к декоративно-прикладному искусству, живописи, дизайну.

4. Обучить техническим приемам в росписи солевой и акварельной техник, позволяющим творчески решить проблемы единства формы и содержания в тематической композиции.

1. Орг. момент.

Выполняем разминочные упражнения для пальцев рук.

2. Вводная часть

2.1 История развития батика

Если вам надоело рисовать на бумаге, что еще можно использовать, на чем рисовать? (вопрос к учащимся)

История декорирования ткани уходит в глубокую древность. Роспись по шелку или батик – одно из древнейших ремесел, родиной которого является Индонезия, где использовались натуральные краски, изготовлявшиеся на растительной основе. Очевидно, с незапамятных времен в человеке жила необходимость сделать свою одежду более нарядной. Но натуральный шелк совсем не является обязательным атрибутом лишь восточного стиля. Панно на шелке уместны и в классической обстановке и в авангардном интерьере. Они всегда эффектны, выразительны и несомненно будут притягивать к себе взгляд, особенно в ясную погоду, когда подсвеченный солнцем шелк создает ощущение тепла и уюта. Панно на шелке, выполненные талантливым художником несут в себе определенную световую гармонию, свободную вибрацию света и линий. Этими картинами хочется любоваться снова и снова.

1. Что бы вы выбрали сюжетом своей работы? (вопрос к учащимся)

2. Какие цвета вас больше привлекают: холодные или теплые? (вопрос к учащимся)

3. Что вам нравится больше? Работать с жанровой композицией или плоскостной? (вопрос к учащимся)

4. Если то и другое, то нам предстоит работа в двух жанрах – как с плоскостной так и с пространственной композицией, но лист бумаги мы сегодня заменим тканью.

2.2 Знакомство с холодным батиком (солевая техника)

Рассмотрим воздействие соли при росписи шелка.

Структуры возникающие, в результате использования соли при росписи картин, платков одежды в этой технике завораживают. Причина этому – гигроскопические свойства соли: она поглощает влагу. Если вы покрасите шелк и, не давая ему высохнуть нанесете на него немного соли, она тут же начнет впитывать воду. Вместе с водой соль притягивает и содержащиеся в ней пигменты - и в результате краска становится светлее, цвета смещаются, возникают контуры, абстрактные узоры, причем все время разные, в зависимости от влажности, состава краски или особенностей самой соли.

2.3 Материалы по теме «Холодный батик (солевая техника)»

Давайте ознакомимся с материалами, необходимыми при применении солевой техники.

Роспись по шелку – одно из самых увлекательных творческих занятий. И успех его в значительной степени зависит от качества купленных Вами материалов и их правильного использования. Стремясь облегчить Вашу задачу и дать Вам возможность в точности повторить наши модели, мы расскажем Вам о тех материалах, которые были использованы для их изготовления.

Шелк – для росписи годиться любой вид ткани.
Краски – одни краски разводятся только спиртом, другие разбавляются также и водой. Отличаются они по способу закрепления – утюжкой, горячим воздухом, влагой или паром.
Соль – ей посыпают расписанные и еще влажные участки ткани. Обладая свойством притягивать влагу, соль связывает растворенные в воде красящие вещества – пигменты.
Рама – один из самых необходимых предметов при росписи шелка, обеспечивающий тугое натяжение ткани.
Кисти – важнейший рабочий инструмент для росписи по шелку. От их свойств и качества зависит результат работы.

3. Солевая техника (Последовательность выполнения работы)

Предлагаем учащимся натянуть на раму шелковую ткань при помощи кнопок.

Предлагаем учащимся подготовить дистиллированную воду. На литр воды – Ѕ чайной ложки соды. Не пользуйтесь для окраски ткани водой из под крана – даже незначительное содержание в ней извести может вызвать со временем некрасивые изменения рисунка.

Для использования солевой техники подходят и акварельные художественные краски.

Как вы считаете – чем отличаются акварельные краски от специальных красок для батика?
(Ответ – краски для батика в жидком концентрированном состоянии и закрепляются паром)

Предлагаем учащимся увлажнить ткань водой. Сверху вниз, постепенно.
Как вы думаете с какой целью увлажняется поверхность ткани?

Проверяем вместе с учащимися, что ткань увлажнена равномерно.

  

Начинаем накладывать краску сверху вниз с более светлых тонов.

 

Советуем учащимся при нанесении краски поддерживать постоянное увлажнение ткани.
Что будет с цветами? Смешаются ли они в оттенки?

Один цвет перемещается в другой, создавая новую цветовую гамму.

Предлагаем ученикам на более влажные участки ткани нанести соль. Впитывая влагу, соль осветляет участок ткани.

Результат зависит от зернистости соли, т.е. от величины ее кристаллов. Мелкая соль на влажном шелке создает изящную структуру рисунка, для нее типичны относительно темные участки пигментных скоплений. Крупная соль создает четкие световые смещения.

Контролируем с классом получившийся результат от воздействия соли на краски и влагу.

На переходных участках хорошо прослеживаются основные цвета и основные краски. Очертания узоров можно корректировать с помощью соли «абсолютно целенаправленно», если разместить ее на шелке в определенном порядке и затем осторожно нанести краску между кристаллами. Типичными для такого метода являются цветовые смещения, вызванные различной степенью растекаемости отдельных красок, в сочетании с четкими контурами.

Что вы узнали о свойствах соли?
Можно ли смешивать на картинной плоскости холодные и теплые оттенки?
Нужно ли вторичное нанесение краски при высыхании работы?


Предлагаем учащимся оформить работы в паспарту

Предлагаем учащимся оформить работы в раму

Рефлексия
1.  Чем понравилась вам солевая техника?
2.  Что нового вы почерпнули из прошедшего задания?
3.  Где еще можно применить солевую роспись?
4.  Экологична ли такая роспись?

 

4. Выводы по теме холодный батик (солевая техника)

Солевая техника настолько доступна, что позволяет работать в любом формате на любой плоскости. Эту технику отличает особое колористическое благородство. Прежде всего поражает сколь бесчисленное множество сочетании оттеночных смешении красок можно использовать. И все же при таком обилии сочетаний цвета рисунков, можно классифицировать в три основные группы. Это – геометрические, растительные, фигуративные и иные изобразительные мотивы.

 

5. Акварельная техника

5.1 Знакомство с холодным батиком (акварельная техника)

Следующей работой была мягкая роспись – акварельная техника. Её еще называют «сырым по сырому», и получаемый нежный рисунок, выполненный не на бумаге, а на ткани быстро высыхает, деформируется и выполнение пейзажа всегда дает неожиданный результат, что и притягивает волшебством эффекта.

(Обращение к учащимся) Сегодня мы предлагаем Вам заняться творчеством, которое принесет Вам несомненное удовольствие. Роспись по шелку, а именно о ней идет речь, тем и хороша, что чем глубже ее узнаешь, тем больше радости она доставляет. Художественные приемы этого вида росписи настолько разнообразны, что Вы наверняка найдете себе технику по душе.

5.2 Материалы

Давайте ознакомимся с материалами, необходимыми при применении акварельной техники.

Роспись по шелку – одно из самых увлекательных творческих занятий. И успех его в значительной степени зависит от качества купленных Вами материалов и их правильного использования. Стремясь облегчить Вашу задачу и дать Вам возможность в точности повторить наши модели, мы расскажем Вам о тех материалах, которые были использованы для их изготовления.

Шелк – для росписи годиться любой вид ткани.
Краски – одни краски разводятся только спиртом, другие разбавляются также и водой. Отличаются они по способу закрепления – утюжкой, горячим воздухом, влагой или паром.
Соль – ей посыпают расписанные и еще влажные участки ткани. Обладая свойством притягивать влагу, соль связывает растворенные в воде красящие вещества – пигменты.
Рама – один из самых необходимых предметов при росписи шелка, обеспечивающий тугое натяжение ткани.
Кисти – важнейший рабочий инструмент для росписи по шелку. От их свойств и качества зависит результат работы.

6. Акварельная техника (последовательность выполнение работы)

Акварельная техника основана на плавных переходах одних красок в другие, образующих цветовые сочетания.

Какие ваши любимые цветовые сочетания?

Предлагаем учащимся использовать для натягивания шелка  ступенчатую батичную раму,  раму раздвинуть и закрепить по размеру картины по всем сторонам детали, в нашем случае  - квадратной.

Рассмотрим краски.

Для окрашивания ткани мы используем высококонцентрированную краску для росписи «Малибу». Она применима в любой технике, имеет 30 великолепных, легкосмешивающихся друг с другом и не меняющихся после закрепления цветовых оттенков.

Как пишут в акварельной технике?

В акварельной технике пишут «сырым по сырому».
Предлагаем ученикам увлажнить кистью натянутую поверхность ткани.
Это не значит, что поверхность шелка должна быть покрыта лужами воды. Просто он должен быть хорошо пропитан влагой и оставаться таковым все время пока Вы на нем работаете, -в противном случае краска ляжет неровно.

Комментарий учителя.

Многие профессионалы пишут пейзаж сверху вниз, начиная с фона неба, - так делаем мы. Таким образом, легче строить композицию картины. Предлагаем учащимся  разделить пространство линией горизонта  в композиции картины.

Где должна находиться линия горизонта в композиции?

На влажном шелке краска растекается равномерно. Получается плавный переход от одного цветового тона к другому.

Предлагаем учащимся нанести кистью синий светлый кобальт, образующий с фиолетовой краской гармоничное световое сочетание, добавляя теплых оттенков.

Для получения особенно мягких тональных переходов место, где должно находиться скрытое в тумане солнце мы еще хорошо смочили водой.
Если какой либо участок на ткани, необходимо высветлить, берем маленький фрагмент губки и высветляем  нужный участок круговыми движениями. Предлагаем классу выполнить эту часть работы.
Процесс высыхания образует изумительные цветовые переходы, не знающие границ. Еще раз убедитесь в том, что Ваш шелк не высох, в противном случае придется увлажнить нижнюю часть детали, что бы провести кистью линию горизонта: для этого мы смешали цвет охры с черной краской.

Какой оттенок  мы получили?

При пространственном делении композиции следует исходить из правил: 1/3 – картины занимает фон и 2/3 передний и средний планы. Это дает ощущение пространственной глубины, чем в случае, если бы линия горизонта делила композицию пополам.

При постепенном высыхании,  убираем кистью излишки влаги на ткани. Прописываем детали на втором и на первом планах.

Какой план следует прописывать ярче?

При полном высыхании шелка делаем акценты на втором плане в  виде силуэтов деревьев и птиц  влажной кистью. Также влажной кистью наносим отражения деревьев на воде.

Затем предлагаем учащимся на первом плане сухой кистью прописать деревья и птиц  черным оттенком, чтобы создать иллюзию пространства, прописать на воде теплым оттенком отражение листьев.

Завершая картину, наносим  сухой кистью желтую стронциановую краску на ветки деревьев.

При высыхании работы предлагаем учащимся оформить работу в паспарту, затем в раму.

Рефлексия
1.  Чем понравилась вам акварельная техника?
2.  Что нового вы почерпнули из прошедшего задания?
3.  Где еще можно применить акварельную роспись?
4.  Экологична ли такая роспись?

7. Выводы по теме холодный батик (солевая техника):

Акварельная техника настолько доступна, что позволяет работать в любом формате на любой плоскости. Эту технику отличает особое колористическое решение живописной композиции. Прежде всего,поражает сколь бесчисленное множество сочетании оттеночных смешении красок можно использовать. Роспись в акварельной технике максимально достижима и живописные эффекты могут получится у любого трудолюбивого и творческого человека. Практическая значимость акварельной техники многофункциональна (картина, платок, шторы, наволочка, блуза, платье).

8. Подведение итогов. Выводы.

Индивидуальный подход к учащимся на уроках изобразительного искусства означает также обязательный учет интересов и склонностей детей. В практике преподавания можно часто наблюдать, как отдельные увлекаются изображением событий в пейзаже, бытовых сцен, составлением эскизов, узоров, орнаментов, причем даже в свободное время дома они посвящают рисованию любимых сюжетов. В этих случаях учитель должен направить изобразительную деятельность детей, подсказать новое, интересное и оригинальное решение композиции, предложить порядок работы над темой, помочь в сборе материала и на соответствующих занятиях по изобразительному искусству дать конкретные задания на эти темы.

Таким образом, учитель изобразительного искусства должен всегда помнить, что умелый индивидуальный подход к учащимся служит залогом успешного развития у них творческого отношения к изобразительному процессу, необходимым средством формирования их художественных способностей.

Как только появляются некоторые навыки в работе, роспись не кажется уже трудной, более того, при желании можно внести свои изменения. Единственное, что для этого требуется – мужество и творческая фантазия.

Оставить сообщение автору:
Гостевая книга

© urok-izo

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz