Открытый урок в 7 классе учителя Высшей Категории Огарковой Е. Ю.

На тему: «Развивающая технология солевой и акварельной техник в изобразительном искусстве» с использованием ИКТ

 

План урока.

1. Орг. момент - 2 мин
2. Вводная часть
2.1 история развития батика - 1 мин.
2.2 знакомство с холодным батиком (солевая техника) - 1 мин.
2.3 материалы по теме холодный батик (солевая техника) - 1 мин.
3. Солевая техника (последовательность выполнения работы) - 16 мин
4. Выводы по теме холодный батик (солевая техника) - 1 мин.
5.Акварельная техника
5.1 знакомство с холодным батиком (акварельная техника) - 1 мин.
5.2 материалы по теме холодный батик (акварельная техника) - 1 мин.
6. Акварельная техника (последовательность выполнения работы) - 16 мин.
7. Выводы по теме холодный батик (акварельная техника) - 1 мин.
8. Подведение итогов. Выводы - 4 мин.

Цель работы: подробнее узнать и изучить технологию росписи «Холодный батик» и представить современные способы росписи по шелку.

Задачи:

1. Ознакомить учащихся с декоративно-прикладными техниками солевой и акварельной росписи
2. Развить декоративно-прикладные умения и навыки в солевой и акварельной росписи у учащихся и сознательно использовать средства художественной выразительности в создании художественного образа.
3. Воспитать интерес к декоративно-прикладному искусству, живописи, дизайну.
4. Обучить техническим приемам в росписи солевой и акварельной техник, позволяющим творчески решить проблемы единства формы и содержания в тематической композиции.

1. Орг. момент.

Выполняем разминочные упражнения для пальцев рук.

2. Вводная часть

2.1 История развития батика

Если вам надоело рисовать на бумаге, что еще можно использовать, на чем рисовать?(вопрос к учащимся) История декорирования ткани уходит в глубокую древность. Роспись по шелку или батик – одно из древнейших ремесел, родиной которого является Индонезия, где использовались натуральные краски, изготовлявшиеся на растительной основе. Очевидно, с незапамятных времен в человеке жила необходимость сделать свою одежду более нарядной. Но натуральный шелк совсем не является обязательным атрибутом лишь восточного стиля. Панно на шелке уместны и в классической обстановке и в авангардном интерьере. Они всегда эффектны, выразительны и несомненно будут притягивать к себе взгляд, особенно в ясную погоду, когда подсвеченный солнцем шелк создает ощущение тепла и уюта. Панно на шелке, выполненные талантливым художником несут в себе определенную световую гармонию, свободную вибрацию света и линий. Этими картинами хочется любоваться снова и снова.
1. Что бы вы выбрали сюжетом своей работы? (вопрос к учащимся)
2. Какие цвета вас больше привлекают: холодные или теплые? (вопрос к учащимся)
3. Что вам нравится больше? Работать с жанровой композицией или плоскостной? (вопрос к учащимся)
4. Если то и другое, то нам предстоит работа в двух жанрах – как с плоскостной так и с пространственной композицией, но лист бумаги мы сегодня заменим тканью.


2.2 Знакомство с холодным батиком (солевая техника)»

Рассмотрим воздействие соли при росписи шелка.
Структуры возникающие, в результате использования соли при росписи картин, платков одежды в этой технике завораживают. Причина этому – гигроскопические свойства соли: она поглощает влагу. Если вы покрасите шелк и, не давая ему высохнуть нанесете на него немного соли, она тут же начнет впитывать воду. Вместе с водой соль притягивает и содержащиеся в ней пигменты - и в результате краска становится светлее, цвета смещаются, возникают контуры, абстрактные узоры, причем все время разные, в зависимости от влажности, состава краски или особенностей самой соли.

2.3 Материалы по теме «Холодный батик (солевая техника)»

Давайте ознакомимся с материалами, необходимыми при применении солевой техники.
Роспись по шелку – одно из самых увлекательных творческих занятий. И успех его в значительной степени зависит от качества купленных Вами материалов и их правильного использования. Стремясь облегчить Вашу задачу и дать Вам возможность в точности повторить наши модели, мы расскажем Вам о тех материалах, которые были использованы для их изготовления.
Шелк – для росписи годиться любой вид ткани.
Краски – одни краски разводятся только спиртом, другие разбавляются также и водой. Отличаются они по способу закрепления – утюжкой, горячим воздухом, влагой или паром.
Соль – ей посыпают расписанные и еще влажные участки ткани. Обладая свойством притягивать влагу, соль связывает растворенные в воде красящие вещества – пигменты.
Рама – один из самых необходимых предметов при росписи шелка, обеспечивающий тугое натяжение ткани.
Кисти – важнейший рабочий инструмент для росписи по шелку. От их свойств и качества зависит результат работы.

3. Солевая техника (Последовательность выполнения работы)


Предлагаем учащимся натянуть на раму шелковую ткань при помощи кнопок.

Предлагаем учащимся подготовить дистиллированную воду. На литр воды – Ѕ чайной ложки соды. Не пользуйтесь для окраски ткани водой из под крана – даже незначительное содержание в ней извести может вызвать со временем некрасивые изменения рисунка.

Для использования солевой техники подходят и акварельные художественные краски.

Как вы считаете – чем отличаются акварельные краски от специальных красок для батика?
(Ответ – краски для батика в жидком концентрированном состоянии и закрепляются паром)

Предлагаем учащимся увлажнить ткань водой. Сверху вниз, постепенно.
Как вы думаете с какой целью увлажняется поверхность ткани?

Проверяем вместе с учащимися, что ткань увлажнена равномерно.

  

Начинаем накладывать краску сверху вниз с более светлых тонов.

 

Советуем учащимся при нанесении краски поддерживать постоянное увлажнение ткани.
Что будет с цветами? Смешаются ли они в оттенки?

Один цвет перемещается в другой, создавая новую цветовую гамму.

Предлагаем ученикам на более влажные участки ткани нанести соль. Впитывая влагу, соль осветляет участок ткани.

Результат зависит от зернистости соли, т.е. от величины ее кристаллов. Мелкая соль на влажном шелке создает изящную структуру рисунка, для нее типичны относительно темные участки пигментных скоплений. Крупная соль создает четкие световые смещения.

Контролируем с классом получившийся результат от воздействия соли на краски и влагу.
На переходных участках хорошо прослеживаются основные цвета и основные краски. Очертания узоров можно корректировать с помощью соли «абсолютно целенаправленно», если разместить ее на шелке в определенном порядке и затем осторожно нанести краску между кристаллами. Типичными для такого метода являются цветовые смещения, вызванные различной степенью растекаемости отдельных красок, в сочетании с четкими контурами.

 

Что вы узнали о свойствах соли?
Можно ли смешивать на картинной плоскости холодные и теплые оттенки?
Нужно ли вторичное нанесение краски при высыхании работы?


Предлагаем учащимся оформить работы в паспарту

Предлагаем учащимся оформить работы в раму

Рефлексия
1.  Чем понравилась вам солевая техника?
2.  Что нового вы почерпнули из прошедшего задания?
3.  Где еще можно применить солевую роспись?
4.  Экологична ли такая роспись?

4. Выводы по теме холодный батик (солевая техника)

Солевая техника настолько доступна, что позволяет работать в любом формате на любой плоскости. Эту технику отличает особое колористическое благородство. Прежде всего поражает сколь бесчисленное множество сочетании оттеночных смешении красок можно использовать. И все же при таком обилии сочетаний цвета рисунков, можно классифицировать в три основные группы. Это – геометрические, растительные, фигуративные и иные изобразительные мотивы.

 

Оставить сообщение автору:
Гостевая книга

© urok-izo

Бесплатный конструктор сайтовuCoz